Архив новостей

22.02.2017
Михаил Мирончик — о том, как в Минске решается проблема нехватки детсадов

  Каким образом в городе решается проблема нехватки дошкольных учреждений и как зарабатывают деньги школы? Об итогах и перспективах развития отрасли корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорила с председателем комитета по образованию Мингорисполкома Михаилом Мирончиком.

  — На развитие сферы образования в минувшем году было выделено из бюджета 645,6 млн рублей. Это в 1,15 раза больше, чем в 2015-м. Освоение средств составило 99,4 %. Укрепляли материально-техническую базу школ и гимназий, строили новые объекты, проводили капитальный и текущий ремонт действующих. Практически полностью обновлены и введены в эксплуатацию СШ № 127, пристройка к СШ № 15. Закрыты на капитальный ремонт 64-я школа и один из корпусов гимназии № 6. В нынешнем году завершим строительные работы на территории 40-й школы — осталось привести в порядок стадион. К слову, затраты на капитальный ремонт учреждений сегодня значительные. Чтобы старую школу, скажем, годов 1970-х, обновить до современных стандартов, необходимо поменять ее материально-техническое наполнение.

  — Наряду с дотациями из бюджета школы для улучшения материально-технической базы используют и собственно заработанные деньги.

  — Действительно, средства, заработанные благодаря внебюджетной деятельности, находятся в распоряжении учреждений образования. Как правило, часть из них идет на повышение заработной платы педагогов, часть — на закупку нового оборудования, учебных изданий, ремонт. Следует отметить, что внебюджетные средства расходуются учреждением так же, как и средства местного бюджета, — в соответствии с действующим законодательством. Скажем, соблюдается определенная процедура при выборе подрядной организации или поставщика услуг. В 2016 году учреждения образования заработали 33,2 млн рублей (в 2015-м — 30 млн рублей). Традиционно существенную поддержку школам и детским садам предоставляют шефствующие предприятия, организации, спонсоры. В минувшем году они оказали помощь на сумму 3,6 млн рублей, что в 1,8 раза больше в сравнении с 2015-м. Благодаря этому учреждения могут приобрести новую мебель, учебные, наглядные пособия, выполнить какие-либо ремонтно-строительные работы. А как привлечь спонсора? В первую очередь требуется активность руководителя школы.

  — В последние годы идет активное строительство школ и дошкольных учреждений, привлекаются инвестиции.

  — На протяжении ряда лет отмечается тенденция увеличения рождаемости, значит, растет и потребность в детских садах. Например, в 2009 году было около 75 тысяч воспитанников, в 2016 — более 96 тысяч. Всем ребятам предоставляем место в дошкольном учреждении, однако не всегда детский сад находится в шаговой доступности. В этом плане трудности возникают у родителей, проживающих в Ленинском, Московском, Первомайском, Фрунзенском районах. Поэтому новые объекты в ближайшей перспективе появятся преимущественно здесь. Только за последние 3 года построены 12 дошкольных учреждений, одно — встроенно-пристроенный детский сад «Крошкин дом» — передано из республиканской собственности в безвозмездную аренду. Таким образом для дошкольников прибавилось еще 2 405 мест. В 2017-м запланировано по инвестиционной программе строительство 7 садов с вводом в эксплуатацию 5 и реконструкция одного на улице Одинцова, 85.

  — В столице второй год реализуется проект подушевого финансирования учреждений образования. Есть результаты?

  — В 2016/2017 учебном году в него включены все школы и гимназии Первомайского района, а также гимназия № 5 Партизанского района. Положительным результатом можно считать и тот факт, что средства, выделенные бюджетом на каждое учреждение, были полностью ими освоены. Кроме того, участники проекта проанализировали, в каких направлениях нужно искать резервы для оптимизации, чтобы уменьшить расходы, а высвобожденные средства направить на совершенствование родного учреждения. В Первомайском районе преобразовали сеть школ. Так, были объединены СШ № 114 и 163. В целом по городу мы пересмотрели наполняемость классов: на 1 сентября 2015 года она составляла в среднем 24,1 человека, на ту же дату 2016-го — 24,9. Таким образом уменьшили количество класс-комплектов.

  Справочно

  Средний размер заработной платы по отрасли за 2016-й у учителей составил 677,1 рубля. В этом направлении есть к чему стремиться: средняя зарплата по Минску — 1 019,4 рубля.

Новость предоставлена - агентство "Минск-новости"