2014

ПЕДАГОГИ ГОДА, ОБЛАДАТЕЛИ ПРЕМИИ МИНГОРИСПОЛКОМА

ПОБЕДИТЕЛИ ГОРОДСКОГО КОНКУРСА "ОПЫТ И ИНЦИАТИВА ПЕДАГОГОВ – РЕСУРС ОБРАЗОВАНИЯ СТОЛИЦЫ" 2014


Белявский Геннадий Альбертович,директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 223  г. Минска» Партизанского района

Приоритетное направление взаимодействия с детскими и молодежными общественными объединениями – работа по формированию активной жизненной позиции учащейся молодежи. Главная задача руководителя учреждения образования, по мнению Геннадия Альбертовича, состоит в создании условий для развития инициативы каждого ребенка, формировании и проявлении лидерских качеств обучающихся.

Особая гордость директора - школьный спортивный клуб «Радимич». Культурно-просветительные мероприятия, пропагандирующие национальные традиции и народное творчество, организованные в рамках деятельности клуба, содействуют воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма, осознанию своей социальной значимости как гражданина Республики Беларусь, а также укреплению международных связей и сотрудничества.

   По инициативе Геннадия Альбертовича учащиеся и педагоги школы с 2007 года принимают участие в международном молодежном проекте «Молодежный  сбор нового формата «Союз – Наследники Победы». Это интерактивный совместный молодежный проект, направленный на формирование потребности в межнациональном взаимодействии, дружелюбии, единстве, интернационализме,  воспитание чувства гордости за выполнение социальной роли гражданина Республики Беларусь.


Богданович Александр Михайлович, учитель физической культуры и здоровья государственного учреждения образования «Средняя школа № 219 г. Минска» Московского района

   Представленная работа отражает опыт работы Александра Михайловича по использованию методов объединенно-транзитивного воздействия для воспитания анаэробной выносливости у учащихся 5-8 классов на уроках и во внеурочной деятельности как условие индивидуализации обучения и социальной адаптации.Наиболее перспективным методом объединённо-транзитивного воздействия в плане воспитания анаэробной выносливости является тренировка в упражнениях менее продолжительных, но более интенсивных, чем целевые. Педагог считает, что данную методику воспитания анаэробной выносливости следует активно внедрять в школьную практику физического воспитания. Учащимся создаются условия готовности к безболезненной интеграции во взрослое общество,  к адекватному взаимодействию с социальной средой, к полноценному выполнению основных социальных функций, т.е. к социальной адаптации через формирование резерва физических сил организма, уверенность в своих силах.

Педагог раскрывает систему педагогического воздействия на учащихся 5-8 классов, описывает методику воспитания анаэробной выносливости, суть эксперимента, применяемые методы математической статистики.

Как учитель физической  культуры и здоровья, Александр Михайлович учит искусству быть здоровым, вести здоровый образ жизни. В своей работе исходит из интереса и потребности ребёнка, которому с рождения нужно двигаться и быть здоровым!


Божок Людмила Анатольевна, учитель изобразительного искусства государственного учреждения образования «Средняя школа № 185 г. Минска» Фрунзенского района

Мощнейшим визуальным способом воздействия на сознание формирующейся личности является народная белорусская архитектура, изучение которой позволяет учащимся осознать ответственность за свою страну и за весь мир, реализовать права и обязанности перед самим собой, своей семьей, своим народом.

Занятия дизайном, архитектурным макетированием и конструктивным моделированием из бумаги являются актуальным подходом к патриотическому воспитанию учащихся и позволяют позитивно влиять на духовное развитие личности школьника, его совершенствование в самопознании, самовоспитании и саморазвитии.

Людмила Анатольевна - автор программы факультативных занятий по декоративно-прикладному искусству«Конструктивное моделирование из бумаги» для 6 (7) классов учреждений общего и среднего образования с белорусским и русским языками обучения, утверждённая комитетом по образованию Минского городского исполнительного комитета в 2013 году.

   Факультативные занятия позволяют формировать у учащихся социально  ответственную позицию и сознательное отношение к национальной культуре на примерах архитектурного наследия Беларуси.


Бондарук Нина Михайловна, белорусского языка и литературы государственного учреждения образования «Средняя школа № 53 г. Минска» Советского района

    Ніна Міхайлаўна пераканана, што вялікаезначэнне для развіццятворчыхздольнасцейвучняў мае добра арганізаваная і сістэматычнаядаследчаядзейнасць, якая садзейнічае не толькіразвіццюздольнасцейдзіцяці, але і матывуеяго на выкананневучэбнайзадачы ў цэлым і садзейнічаеягосацыяльнайадаптацыі  ў асяроддзіаднагодкаў.Даследчая дзейнасць школьнікаў у  навучальнай установе можа развівацца як ва ўрочнай, так і пазаўрочнай дзейнасці.У працэсе арганізацыі настаўнікам даследчай дзейнасці вучні ствараюць адукацыйныя прадукты (гіпотэзы, метады, вывады), праз якія развіваюць свае творчыя пазнавальныя здольнасці. Гэта павышае паспяховасць асобы ў адукацыі і прафесійнай дзейнасці, таму што творчая асобаз’яўляецца больш канкурэнтназдольнай. Дзякуючы даследчай дзейнасці, развіваецца творчае мысленне, ініцыятыўнасць, здольнасць да абгрунтаванай рызыкі, упэўненасць у сабе, адэкватная самаацэнка, уменне супрацоўнічаць з партнёрамі, матывацыя дасягненняў, высокая працаздольнасць. Гэтыя якасці вельмі важныя для асабістай самарэалізацыі чалавека.


Быков Сергей Николаевич, культорганизатор учреждения образования «Минский государственный дворец детей и молодёжи»

Главная идея опыта работы Сергея Николаевича состоит в том, что педагоги Поста значительно расширили спектр форм и методов патриотического воспитания учащихся. Сегодня Пост №1 – это не только Почетная Вахта Памяти, преимущественно на организации которой ранее было сосредоточено все внимание и время, но и реализация мероприятий образовательного проекта «Постовец»:Уроки мужества для мемориальных отрядов с участием ветеранов Великой Отечественной войны и Вооруженных Сил, воинов-интернационалистов, представителей других силовых структур; торжественные приемы в ряды ОО БРСМ, приуроченные к Дням воинской славы; экскурсии в Центральный музей МВД, музей Минского суворовского военного училища, Государственный музей военной истории Республики Беларусь, воинские части Минского гарнизона; торжественные вечера, посвященные Дню защитников Отечества и Вооруженных Сил РБ; цикличные мероприятия: городской конкурс агитбригад «Скоро армии родной будет пополнение», спортивно-патриотические игры «Зарница», «Орленок»; тематические информационные часы, кинолектории, посвященные знаменательным датам и государственным праздникам Республики Беларусь.

За 30 лет существования Пост №1 города-героя Минска стал одной из визитных карточек столицы и одним из важнейших центров военно-патриотического воспитания молодежи города.

Сотрудничество с Постами №1 других городов стран СНГ способствует расширению кругозора учащихся, знаний по истории, формированию у них чувства сопричастности к общей истории народов бывшего СССР, гордости за подвиг дедов и прадедов, сражавшихся в одних окопах за свободу и независимость общей Родины.

Для более качественной и результативной работы педагогов и учащихся Сергей Николаевич разработал методические рекомендации для педагогов учреждений общего среднего образования по подготовке мемориальных отрядов к несению Почетной Вахты Памяти на Посту № 1 города-героя Минска. 


Венгер Инесса Васильевна, заведующий библиотекой государственного учреждения образования «Гимназия № 16 г. Минска» Центрального района

Оказание помощи в развитии и совершенствовании интеллектуальных умений учащихся, способности к самосовершенствованию, создание условий для формирования информационно-насыщенной образовательной среды с широким применением новых мультимедиа технологий – приоритетные направления в работе Инессы Васильевны. Эффективность своей работы она видит в разнообразии форм работы с книгой с использованием новых информационных технологий. Обзоры, путешествия по книгам,защита читательского формуляра, диспуты по книгам, встречи с писателями, литературные гостиные – мероприятия, проводимые Инной Васильевной, проходят на высоком профессиональном и эмоциональном уровне, способствуют повышению общекультурной и нравственной направленности учащихся. Встречи с белорусскими писателями и поэтами дают возможность учащимся живого общения с истоками белорусского литературного языка.

Инесса Васильевна гибко подходит к индивидуальности ученика: чётко ставит задачи перед детьми в их работе, умело создает систему технической подготовки для каждого ученика  в отдельности. Знание концепции, инноваций  и тенденций развития позволяют констатировать высокий уровень методической культуры педагога.

Ведущая идея опыта работы Инессы Васильевны - использование проектной деятельности в школьной библиотеке, которая способствует развитию творчества учащихся.


Войнова Наталья Вячеславовна, преподаватель учреждения образования «Минский государственный профессионально-технический колледж швейного производства»

Наталья Вячеславовна успешно работает над созданием инновационной образовательной среды в рамках реализации образовательных программ учебного предмета «Моделирование и художественное оформление одежды». Формированиепроектировочно-дизайнерскойкомпетентности учащихся на основе реализациисовременных технологий и методов обучения - основа успешной профессионально-творческой деятельности выпускника колледжа.

Педагогом представлена система деятельности по разработке проектов профессионально-творческих конкурсов, тьюториальному сопровождению учащихся в конкурсном движении, созданию портфолио учебных достижений учащихся, позволяющие выпускникам колледжа быть конкурентоспособными и востребованными на рынке труда.

Под руководством Натальи Вячеславовны в колледже работает театр мод «Смелое решение», на сайте колледжа открыта веб-страница «Модное ателье».

Наталья Вячеславовна уверена, что процесс усовершенствования системы дизайнерского профессионального образования зависит напрямую от его взаимосвязи с реалиями жизни. Сегодня необходимо планирование образовательного процесса подготовки «Модельеров-конструкторов» с обязательной установкой на участие их творческих работ в республиканских и международных конкурсах моды, на которых создаются реальные условия формирования проектировочно-дизайнерской компетентности.Одним из значимых для учащихся колледжа стал республиканский конкурс «Первый чемпионат WorldSkillsBelarus - 2014» (компетенции «Дизайн одежды).


Воронкова Екатерина  Леонидовна, педагог-организаторгосударственного учреждения образования «Гимназия № 30 г.Минска имени Героя Советского Союза Б.С. Окрестина» Советского района

Школа - это зеркало жизни, отражение детского понимания мира и социума. Совершенствование содержания, форм и методов образовательного процесса в учреждениях образования, внеклассной, внешкольной работы с учащимися, деятельности детских и молодежных общественных объединений во многом зависят от профессионального мастерства педагога-организатора.

Екатерина Леонидовна строит свою работу на принципах сотрудничества, гуманности, демократизма, учитывая интересы и потребности членов детско-юношеских организаций, опираясь на инициативу и самостоятельность детей и подростков. Она убеждена,что методично, содержательно, системно, а главное интересно организованная деятельность детских и молодежных общественных организаций, способствует эффективному развитию коммуникативных компетенций гимназистов, а именно: лидерских навыков учащихся. С данной  целью была разработана модель развития лидерских навыков гимназистов «Шаг вперёд», которая представляет собой систему мероприятий, направленных на пошаговое овладение лидерскими навыками в контексте предложенного спектра детских и молодежных общественных объединений.

В центре внимания педагога-организатора – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях, где ключевым звеном является взаимодействие педагога-организатора и учащихся разных возрастов, работа в команде и обучение друг друга по принципу «равный обучает равного».


Городович Наталья Ивановна, учитель биологии государственного учреждения образования «Гимназия № 18 г.Минска» Первомайского района

Обучение должно носить развивающий характер. В традиционном обучении учащийся всегда обречён на бездеятельное участие, на получение готового, на заучивание, списывание. Наталья Ивановна в своей педагогической деятельности использует приёмы и формы работы, обеспечивающие активность и самостоятельность в мышлении учащихся: создание проблемных ситуаций, организацию поисковой и исследовательской работы, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельной работы, выполнение творческих работ.Образовательные цели  должны достигаться путем решения учащимися учебных проблем, что требует от них самостоятельности и вариативности мышления.

Учитель – это не профессия, это особая миссия, особый склад души и ума, это – ответственность, самоотдача, терпение, приумноженное знаниями, мастерством, творческим потенциалом.

Наталья Ивановна убеждена, что  тьюторское сопровождение - эффективная форма индивидуализации работы с одаренными и высокомотивированными учащимися. Выстраивание индивидуальной траектории обучения учащихся через тьюторское сопровождение  способствует  творческому поиску учащихся, углублению и расширению знаний по предмету, качественному формированию умений, в том числе и исследовательских, приобщению учащихся к самостоятельной учебной деятельности, практическому применению приобретенных знаний. А также позволяет выстроить систему  взаимодействия между учащимися образовательных отношений:  тьютор не учит готовому знанию, а помогает поставить цель, создает ситуации осмысления учащимся собственных образовательных действий по ее реализации, помогает проанализировать, насколько полученные результаты удовлетворяют образовательные потребности учащегося.


Грищук Анна Олеговна, учитель английского языка государственного учреждения образования «Гимназия № 2 г.Минска» Первомайского района

Используя в преподавании английского языка  позитивную мотивацию перспективного характера для социального будущего благополучия каждого учащегося, Анна Олеговна стимулирует тем самым творческую активность воспитанников, поощряет самомотивацию как личностную ценность, направляет учащихся к совместной деятельности.

Педагогом разработана комплексная система по использованию информационно-образовательной среды для развития коммуникативной компетенции на учебных занятиях по английскому языку и во внеучебное время. Разработано и внедрено в образовательный процесс электронное средство обучения по английскому языку “LearnEnglish! DiscoverBelarus! DoYourQuest!”. Разработаны критерии самооценки умений и навыков учащихся, приобретаемых во время работы над тематическим проектом. ЭСО помогает организовывать современному учителю образовательное пространство с учётом потребностей времени.

    Динамичное развитие сети Интернет позволяет учителю решать новые педагогические задачи, реализовывать учебную деятельность, которая не может быть реализована вне сети. Компьютерные технологии способствуют научной организации труда ученика и учителя, самостоятельной исследовательской работе учеников для подготовки к уроку, научно-практическим конференциям, семинарам. Использование интернет сервисов веб 2.0 в своей профессиональной деятельности позволяетАнне Олеговне работать в сетевых сообществах, участвовать в сетевых конференциях, выступать на форумах. Применение сетевых сервисов веб 2.0 также позволят учителю повысить познавательный интерес учащихся, добывать информацию, правильно её обрабатывать и применять для решения поставленных задач.


Грушко Наталья Дмитриевна, учитель немецкого языка государственного учреждения образования «Средняя школа № 73 г. Минска» Первомайского района

Наталья Дмитриевна - победитель городского конкурса профессионального  мастерства «Столичный учитель - столичному образованию» 2014 в номинации «Когда тебя понимают», суперфиналист конкурса «Учитель года Республики Беларусь» 2014, победитель в номинации «Иностранный язык».

Работа по теме «Формирование коммуникативной компетенции учащихся второй ступени обучения через использование видеоматериала на учебных занятиях по немецкому языку» отражает результат многолетнего педагогического труда Натальи Дмитриевны. В работе описаны формы, методы и приёмы работы с видеоматериалом, которые содействуют активизации  учебно-познавательной деятельности учащихся с целью создания оптимальных условий для совместного получения знаний, формирования у учащихся способности вступать в межкультурную коммуникацию.

    Использование видеоматериала на учебных занятиях может иметь не только обучающую направленность, но также воспитательную и развивающую, тем самым обуславливая реализацию принципа единства обучения, воспитания и развития. Реализация образовательного потенциала видеофильмов возможна лишь при методически грамотном его использовании с учётом тематики учебного занятия, уровня обученности учащихся, их индивидуальных и возрастных особенностей.


Егорова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы государственного учреждения образования «Средняя школа № 170 г.Минска» Московского района

Ведущая педагогическая идея опыта работы Татьяны Владимировны: путь учащихся к успеху, к формированию образованной, гармонически развитой, творческой личности, с ярко выраженными личностными, учебно-познавательными компетенциями,  лежит через реализацию продуманной, логически выстроенной системы   исследовательской деятельности.

На основе многолетнего  опыта подготовки учащихся к районным и городским НПК Татьяной Владимировной разработаны варианты творческих моделей защиты научно-исследовательских работ, структура защитной речи, выработаны практические рекомендации по апробации итогов исследования, составлению и структуре  презентации, а также по  форме ответов на вопросы жюри.

    Новизна опыта педагога состоит в усовершенствовании и адаптации  к  конкретным условиям уже известных методов  и средств формирования у учащихся исследовательских умений и навыков, а также в разработке программы курса «Введение в исследовательскую деятельность» и специальной программы подготовки  одарённых и высокомотивированных обучающихся к олимпиадам по русскому языку и литературе в соответствии с типами заданий Республиканской олимпиады. В основу данной программы положен принцип спиралевидного развития, согласно которому к одной и той же теме учитель с учащимися обращаются несколько раз, и каждый раз на новом уровне сложности и глубины  проработки того или иного вопроса.   


Ероховец Александр Михайлович, учитель истории и обществоведения государственного учреждения образования «Средняя школа № 161 г. Минска» Московского района

Каждый педагог мечтает, чтобы его предмет изучали не по принуждению, а по собственному желанию. Для одних учеников интересен сам процесс познания, а другим нужно, чтобы в этом процессе было нечто такое, что удивляет, поражает, стимулирует.

Александр Михайлович уверен: чтобы у детей было желание изучать предмет, учитель должен уважительно относиться к каждому ребенку, помогать ему увидеть оптимистичную перспективу.

Творческий потенциал, готовность к сотрудничеству с детьми и работе с ними на основе демократических принципов, гуманное отношение к учащимся – вот залог успеха учителя. Успешен учитель – успешны и дети, а если успешны дети, то есть чем гордиться учителю.  

Он успешно использует в образовательном процессе элементы современных технологий, нестандартные форм организации учебной деятельности, которые позволяют активизировать познавательный интерес учащихся в сторону постепенного роста их достижений на каждом этапе урока.Особое внимание уделяется подбору материала и методов, которые используются с учетом возрастных особенностей учащихся и их интересов. Приемы организации индивидуальной и фронтальной, групповой и коллективной работы создают условия для активного участия учащихся в решении проблемных задач, поисковой деятельности и активизации мыслительных процессов, формируют желание работать с источниками дополнительной информации.

Александр Михайлович – победитель городского конкурса профессионального мастерства«Столичный учитель – столичному образованию» 2014 в номинации «Владея информацией» (среди учителейистории, обществоведения, географии, химии, биологии).


Ершова Лидия Иосифовна, заместитель директора по учебной работе государственного учреждения образования «Средняя школа № 95 г. Минска» Центрального района

   Глубоко проанализировав приобретённый опыт, Лидия Иосифовна разработала собственную систему обучения, позволившую совершенствовать преподавание русской словесности с позиций обновлённого содержания языкового и литературного образования. На каждом учебном занятии учитель создаёт такие условия, чтобы  процесс обучения и воспитания был желанным для учащихся, чтобы учащиеся могли проявить себя в различных видах деятельности, в том числе и в исследовательской. С целью активизации познавательного  интереса учащихся,  формирования исследовательских компетенций, вовлечения  учащихся в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и творческих проблем Лидия Иосифовна на учебных занятиях постоянно использует главное средство исследовательской деятельности - учебное исследование, что позволяет  каждому школьнику проявить свои способности, раскрыть свой творческий потенциал. 

Педагогом разработаны и внедрены в образовательный процесс алгоритмы проведения исследования по разным темам русского языка и литературы с учётом уровня подготовки учащихся. Лидия Иосифовна продумывает каждый этап учебного занятия,  вносит новизну,  использует  разнообразные  методические  приёмы: кроссворды, ребусы, шарады, лингвистические задания,  метафоры-притчи, «мозговой штурм», «зигзаг», «кластер». Эти и многие  другие  приёмы подготавливают учащихся к решению поисковых задач, созданию банка идей, возможных решений проблемы. Занимательный материал, эрудиция педагога, выразительное чтение наизусть изучаемых произведений вдохновляют учащихся, прививают интерес к предмету.

Сплав таланта, любви, вдохновения, широкой эрудиции и неустанного труда — вот в чём секрет успеха  педагога-мастера. Лидия Иосифовна — человек неутомимый, с активной жизненной позицией, человек слова, для которого любимое дело  — это вся жизнь.


Жарская Ольга Александровна , учитель начальных классов государственного учреждения образования «Гимназия № 33 г.Минска» Фрунзенского района

Основной идеей предлагаемого Ольгой Александровной опыта является представление  разработанной системы современных педагогических игротехник, применяемых на учебных занятиях по математике и русскому языку в условиях без отметочного обучения с целью интенсификации образовательного процесса.

Свой выбор по внедрению в образовательный процесс игротехник педагог  сделал не случайно, так как игра способна создать условия для оптимального проявления и всемерного развития личности.

Элементы  игротехники можно применять на любом этапе всех типов уроков, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму. Педагогическая ценность игротехники в том, что это активный метод, позволяющий достичь не только многих образовательных целей, но и формирующий познавательный интерес и мотивацию.

Ольга Александровна умело подбирает игротехники, не требующие длительной временной подготовки, для проведения которых не надо изготавливать большое количество наглядных пособий. Они не загромождены трудоёмкими объяснениями правил взаимодействия. Любой педагог, используя их, экономит время и в период подготовки к учебному занятию, и в процессе его проведения.

Игротехники, используемые на уроках, облегчают вхождение ребёнка в мир информации и науки, помогают осуществить безболезненный переход от игровой деятельности к учебной.


Зеневич Ирина Ивановна, учитель начальных классов государственного учреждения образования «Гимназия № 146 г. Минска» Московского района

В опыте работы Ирины Ивановны «Использование схем в процессе обучения решению задач младших школьников»предлагается применение схем при решении различных типов задач, что в свою очередь развивает логическое мышление и речь детей, формирует у них такие черты как  умение продумывать план действий, доказательно рассуждать, и, что немаловажно, снимает психологический барьер перед решением незнакомых типов задач, вызывает желание применить имеющиеся знания в новой ситуации.

Педагогический опыт формировался при обучении учащихся математике с использованием приёмов деятельностного метода.

Новизна данной работы заключается в разработке шаблонов схем к задачам на умножение и деление по содержанию и на равные части, составление плана работы над задачей на разных этапах обучения.

     Введение шаблонов схем к задачам на умножение и деление позволяет осуществлять единый логический подход в использовании схем и анализировать разнообразные составные задачи.


Карачун Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы государственного учреждения образования «Гимназия № 146 г. Минска» Московского района

Учителю нельзя стоять на месте, всегда необходимо искать что-то новое, оригинальное, чтобы учащимся было интересно  и социально значимо на уроке. Чтобы у учащегося возникло желание углублять свои знания, учитель сам должен находиться в постоянном поиске и вести за собой своих учеников.

Ведущая идея опыта Галины Анатольевны состоит в разработке системы использования тестов, тестовых заданий на учебных занятиях по русскому языку не только для контроля, но и для повышения качества знаний учащихся.

Учитель опирается на распространенную классификацию тестов и тестовых заданий, показывает их преимущества и недостатки, демонстрирует возможности использования тестов и тестовых заданий на различных этапах учебного занятия, доказывает преимущества тестового контроля при проверке знаний учащихся по русскому языку. Утверждает, что использование тестов и тестовых заданий на учебных занятиях по русскому языку является средством повышения качества обучения учащихся.

Новизна опыта заключается в комбинировании известных тестов для переориентации их на повышение качества образования и разработке тестовых заданий для тех же целей.

Для составления качественных тестов нужен не только большой педагогический опыт, но и достаточная подготовка в области тестологии, а также определенный педагогический талант разработчика. 


Квятинская Татьяна Анатольевна, учитель  русского языка и литературы государственного учреждения образования «Гимназия № 10 г. Минска» Московского района

Русская литература дает богатый материал для развития и саморазвития, раскрытия внутреннего потенциала учащегося и воспитания культуры саморегуляции.

Татьяна Анатольевна убеждена, что наиболее полноценно этому способствует поэтапное применение приемов театральной педагогики на уроках русской литературы. Театральная педагогика - это путь развития личности в процессе образования и обучения через процесс игры, или сценическое действие, где индивидуальное развитие происходит от свободы выбора через ответственность к радости самовыражения.

Татьяна Анатольевна – победитель городского конкурса профессионального мастерства «Столичный учитель – столичному образованию» 2014 в номинации «Разумное, доброе, вечное…».

    Татьяна Анатольевна разработала поэтапную систему использования приемов театрализации с последовательным усложнением деятельности и увеличением объема знаний. На каждом этапе, исходя из требований программы по русской литературе, выделяются доминирующие жанры литературных произведений, рассмотрен процесс подготовки инсценирования драматических и эпических произведений. Доказана эффективность приёмов театральной педагогики в процессе воспитания культуры саморегуляции личности. Систематическое использование приёмов театральной педагогики на уроках русской литературы помогает учащимся определить собственные жизненные планы,  осознать, каким и кем быть в будущем, разрешить сомнения и опасения, быть позитивными, ответственными и целеустремлёнными.


Козел Георгий Владимирович, директор учреждения образования «Минский государственный колледж электроники»

Позитивный имидж колледжа, формируемый не спонтанно, а стратегически  – это эффективный путь для  развития. Воздействуя на внешнюю и внутреннюю среду учреждения образования, он укрепляет его социальный статус и приводит к росту популярности, а значит, стимулирует потребительское поведение, увеличивает объем коммуникаций. Это способствует расширению и стабилизации учреждения образования

Ведущая идея опыта работы Георгия Владимировича - процесс управления формированием имиджа колледжа осуществляется не спонтанно, а на основе разработанной  модели, реализуемой через эффективные общепринятые и специфические стратегии, приводящие к повышению уровня конкурентоспособности учреждения образования.

    В опыте описана практика применения разработанной автором модели процесса стратегического управления формированием имиджа колледжа, благодаря которой  руководитель и педагогический коллектив могут построить качественное, эффективное образование, добиться конкурентоспособности учреждения образования на рынке образовательных услуг. Обеспечение  формирования позитивного имиджа учреждения образования на основе традиций и нововведений через комплекс конкретных традиционных и специфических стратегий позволяет  добиться гибкого удовлетворения образовательных запросов и потребностей учащихся и их законных представителей, устанавливает эффективные контакты с социальными  партнерами и государственными органами, содействует популяризации образовательных ценностей учреждения образования в социуме.   


Концавенко Елена Леонтьевна, педагог социальный государственного учреждения образования «Гимназия № 5 г. Минска» Партизанского района

Целью работы Елены Леонтьевны является создание условий для социализации обучающихся через  управление их инициативой посредством информационно-коммуникационных технологий.

Новизна  представленного опыта заключается в разработке новых электронных средств,  представляющих возможность учащимся в ходе работы на основе информационно-коммуникационных технологий проектировать процесс социализации, отслеживать и анализировать ее ход.  

Главным искусством педагога социального, по мнению Елены Леонтьевны,  является искусство герменевтики - искусство понимания другого. Однако невозможно понять другого, не поняв себя. Электронное средство «Мультимедийная книга» стимулирует процесс самопознания учащихся.

 Электронный продукт «Виртуальная гостиная «ProfLine» позволяет учащемуся определить свои склонности, способствует ответственному профессиональному самоопределению.

Научить детей позитивно конструировать себя и свое будущее - это непросто, но возможно. Для проведения работы по формированию у учащихся устойчивых навыков здорового образа жизни, ответственного отношения к собственному здоровью создано электронное средство “Лавка здоровья”.

Педагог социальный в школе - маленьком государстве со своими традициями и законами - несет ответственность за микроклимат в ученическом коллективе, за мотивацию этого коллектива. В гимназии этому способствует «Виртуальный кабинет СППС», который является универсальным, доступным средством для каждого педагога, оптимизирует его деятельность в работе с учащимися.

Применение созданных электронных средств в работе педагога социального дает возможность оптимизировать работу, сэкономить время, открывает широкие возможности моделирования воспитательного процесса. Апробация представленных средств в практике работы с учащимися гимназии по социализации свидетельствует о возможности их использования в практической деятельности других учреждений образования Республики Беларусь.

Елена Леонтьевна - победитель городского конкурса профессионального мастерства «Столичный учитель – столичному образованию» 2014 в номинации «Педагог социальный». 


Королёва Людмила Валерьевна, учитель физики и астрономии государственного учреждения образования «Гимназия № 192 г. Минска» Московского района

Физика - философия разума, красоты, творчества и торжества природы. Она  побуждает к творчеству. Поэтому в своей педагогической деятельности Людмила Валерьевна создаёт все условия для развития творческих способностей учащихсячерез включение их в процесс моделирования закономерностей и явлений природы. Для этого педагог использует проектный и исследовательский методы, групповые формы работы, широко использует информационно-коммуникационные технологии как универсальный инструмент, способный помочь в решении самых разнообразных задач, стоящих перед современным человеком.

В современных условиях информационной перенасыщенности наиболее эффективной является интерактивная модель обучения.  Средством  достижения интерактивной модели является применение интерактивной доски.

      Глубокое обучение возможно только при взаимодействии кинестетического восприятия и моторики. Именно применение интерактивной доски обеспечивает взаимодействие всех сенсорных систем человека и работу двух полушарий головного мозга. Принципы использования средств интерактивной доски соответствуют тем же принципам, на которых строятся механизмы нашего мышления и запоминания.


Криваль Любовь Степановна, учитель математики государственного учреждения образования «Средняя школа № 144 г. Минска» Заводского района

Цель работы Любови Степановны - создание электронного математического портфолио, способствующего повышению качества математического образования, развитию творческих и исследовательских способностей учащихся.

Электронное портфолио основывается на интеллектуальном и нравственном развитии личности учащихся,  формировании их критического и творческого мышления, умении работать с информацией. Сущность его заключается в выявлении путей и способов решения математических задач в целях творческого развития учащихся и в подготовке их к поступлению в высшие учебные заведения.

Инновационный подход представленного опытасостоит в разработке теоретических основ и методического обеспечения организации математической деятельностиучащихся посредством разработанных педагогом алгоритмов решения математических задач.

При организации повторения электронное портфолио окажет реальную помощь учителю наиболее полно учитывать индивидуальные особенности ученика и его образовательные потребности. Данная форма обучения обладает значительным потенциалом для организации образовательного процесса.

Предложенное рациональное изложение учебного материала характеризуется возможностью применения решения математических задач в учебной деятельности как средства творческого математического развития учащихся,  в разработке комплекса требований к ходу решения задач, в определении целесообразной и педагогически эффективной методики их решения.


Кукушкина Тамара Владимировна, учитель русского языка и литературы государственного учреждения образования «Средняя школа № 159 г. Минска» Фрунзенского района

   Для Тамары Владимировны имеет значение подбор форм и приёмов работы, позволяющий создать доверительные отношения между учителем и учащимися, ситуацию успеха, ситуацию открытия, а также условия для развития творческих способностей учащихся. Для педагога важно, чтобы на уроке каждый учащийся работал активно и увлечённо. Это особенно необходимо в подростковом возрасте, когда личность учащегося ещё только формируется, а отношение к миру и людям только складывается. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны произведений русской литературы, максимально использовать потенциал предмета в целях духовно-нравственного воспитания учащихся.Значительная роль здесь отводится привлечению сведений из области духовной культуры к работе над нравственными понятиями, обогащению словаря учащихся новыми для них словами с духовно-нравственным смыслом.

Возникновение интереса к русскому языку и литературе у учащихся зависит в значительной степени от актуальности учебного материала, методики преподавания, умелого построения учебной работы.

Тамара Владимировна постоянно совершенствуется в своем педагогическом мастерстве, стремится к поиску новых подходов в работе с учащимися, делится опытом своей работы с коллегами в районе, городе, республике.


Лелеко Елена Андреевна, учитель медицинской подготовки государственного учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Минска» Фрунзенского района

Разработанная Еленой Андреевной модель «МАСТЕРской ПЕРВОЙ ПОМОЩИ» позволяет реализовать идею качественной и эффективной подготовки учащихся и населения оказанию первой помощи.

Благодаря «МАСТЕРской ПЕРВОЙ ПОМОЩИ», которая является механизмом симуляционного обучения,  в школе, являющейся Центром допризывной подготовки Фрунзенского района, удалось популяризовать предмет «Медицинская подготовка» и привлечь как учащихся, так и взрослое население к проблеме качественного оказания первой помощи.

Симуляционное обучение в «МАСТЕРской ПЕРВОЙ ПОМОЩИ» проходит под девизом: «Знать точно! Действовать правильно! Спасти жизнь!». Актуальность и перспективность  такого  обучения следует понимать в её конечной цели: не «умение действовать», а «умение действовать правильно, грамотно и эффективно» и в решении действительной задачи: сформировать у обучающихся мотивированную готовность оказать первую медицинскую помощь, а не только продемонстрировать её.

Новизна опыта Елены Андреевны состоит в применении и адаптации симуляционного обучения  в учреждении образования  как  современной техники обучения и оценки практических навыков, умений и знаний, основанной на реалистичном моделировании, имитации клинических ситуаций или отдельно взятой физиологической системы, при использовании биологических, механических, электронных и виртуальных (компьютерных) моделей. 


Ломако Наталья Дмитриевна, учитель белорусского языка и литературы государственного учреждения образования «Средняя школа № 6 г. Минска» Фрунзенского района

Развіццё ўнутраных сіл чалавека – гэта не толькі сацыяльны заказ грамадства, але і запатрабаванне самога чалавека, які ўсведамляе апасродкаванасць ад аб’ектыўнага свету практыкай і жадае рэалізаваць свой унутраны патэнцыял. 

Наталля Дзмітрыеўна, выкарыстоўваючы на ўроках інструменты шматмернай дыдактычнай тэхналогіі, не проста вучыць сваіх выхаванцаў выкарыстоўваць дадзеныя інструменты, але і ўзмацняць веру ў свае сілы ў кожнага вучня незалежна ад яго здольнасцяў. Але для стварэння глыбокай цікавасці вучняў да прадмета, для развіцця іх пазнавальнай актыўнасці неабходны пошук дадатковых сродкаў, якія стымулююць развіццё агульнай актыўнасці, самастойнасці, ініцыятывы і творчасці навучэнцаў.

Пры выкарыстанні шматмернай дыдактычнай тэхналогіі ў навучальнай дзейнасці  павышаецца ўзровень мыслення, пазнавальная актыўнасць вучняў, паляпшаюцца маўленчыя навыкі. Таксама пашыраюцца камунікатыўныя здольнасці вучняў. У працэсе такой работы вучні прызвычайваюцца да запатрабаванасці сваіх ведаў, упэўніваюцца ў значнасці адукацыі.

За гады сваёй працы настаўнік  цвёрда засвоіла, што майстэрства настаўніка не выпадковая ўдача, не шчаслівая знаходка, а сістэматычны, крапатлівы пошук і праца, часам будзённая, напоўненая трывожным роздумам і адкрыццямі. 


Луговская Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы государственного учреждения образования «Гимназия № 7 г.Минска» Партизанского района

Талантливая молодёжь – это стратегический запас интеллектуальной силы любого государства, его творческого потенциала. Поэтому проблему образования и развития  одарённой личности следует рассматривать именно как проблему  будущего нашего государства.

Предметные ресурсные центры, созданные сегодня по требованию времени на базе  учреждений образования столицы предоставляют учителю большой резерв методической, технической и технологической поддержки для повышения учебно-познавательной мотивации учащихся, их саморазвития и самосовершенствования.

Применяемые Еленой Анатольевной информационно-коммуникационные технологии с использованием возможностей ресурсного центра создают условия для построения индивидуального образовательного маршрута каждого учащегося. Центром образовательной деятельности становится ученик, который,  исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает свой собственный процесс познания.

Реализация возможностей ресурсного центра оптимальна также и при проведении факультативных занятий с использованием  электронных средств обучения, мультимедийных презентаций, Интернет-ресурсов, при подготовке учащихся к научно-практическим конференциям и олимпиадам, участию в  творческих конкурсах и проектах. Работая в современном,  оборудованном предметном ресурсном центре, учащийся  заинтересован не только в конечных результатах деятельности, но и в самом процессе познавательно-поисковой деятельности. 


Макаревич Татьяна Леонидовна, учитель физики учреждения образования «Специальная общеобразовательная школа № 14 для детей с нарушением слуха» Первомайского района

Неслышащие дети в большей степени, чем слышащие, требуют помощи и поддержки в обучении. Поиски путей совершенствования обучения неслышащих детей основам наук с целью повышения качества образования потребовали глубокого и серьёзного анализа данной проблемы. Это привело Татьяну Леонидовну к идее создания адаптированных учебных электронных пособий по физике, содержание которых и способ подачи материала учитывает особенности психологии неслышащих детей, их культурный и общеобразовательный уровень.

Использование адаптированных учебных электронных пособий по физике позволяет, работая над конкретной темой, изучать её в полном объёме  с учётом особенностей психофизического развития детей с нарушением слуха. Разработка данных электронных пособий строилась на том, что всю информацию на уроке неслышащие учащиеся получают только через сохранный зрительный анализатор. Поэтому приоритетным направлением при разработке учебных электронных пособий было максимальная визуализация учебного материала, а так же адаптация теоретического материала. А как проверка уровня усвоения полученных знаний – разработка тестовых заданий. Программа, в которой созданы тестовые задания, обрабатывает ответы и позволяет оценить знания учащихся  как в баллах, так и словесно-оценочно.

Использование данных адаптированных электронных пособий позволяет  повысить качество образования и эффективность учебного процесса при обучении не слышащих школьников; способствует  реализации компенсаторных возможностей не слышащих учащихся при изучении учебных дисциплин, интенсификации их учебной и самостоятельной деятельности, возрастанию творческого компонента на учебном занятии (от вещания к дискуссии), продуктивному использованию информации в активно-деятельностной форме, реализации принципа билингвистического подхода в обучении детей с тяжёлой слуховой депривацией, оптимизации труда учителя.


Мангова Ирина Ивановна, учитель по классу фортепиано государственного учреждения образования «Средняя школа № 157 г. Минска имени Алексея Семёновича Бурдейного» Фрунзенского района

Индивидуальное обучение игре на музыкальном инструменте является важнейшим компонентом в развитии творческого потенциала учащихся. Бесспорными помощниками в развитии музыкального образного мышления учащихся начального и среднего звена Ирина Ивановна определила мнемонические цветовые ключи и цветовые образы.       

Предлагаемое развитие музыкального мышления учащихся на факультативных занятиях обучения игре на фортепиано закономерно проявляет феномен зримой музыки. Соединение тональности с цветом и геометрической фигурой даёт положительный результат в работе с учащимися со средними музыкальными данными, но имеющие скрытый творческий потенциал. Для учащихся с хорошими музыкальными способностями применение в обучении мнемонических цветовых ключей и цветовых образов является мощным толчком к яркому проявлению индивидуально личностного отношения к музыкальному образу, заложенному композитором в произведении.

Новизна, скрытая за понятием «феномен зримой музыки», проявляется в том, что учащийся понимает и проявляет в первую очередь себя как самостоятельную неординарную  личность, осознаёт и чувствует значимость собственных открытий, а не продиктованных учителями или родителями желаний. Нужно верить в скрытые в ребёнке творческие силы, которые позволят ему претворить в жизнь все скромно намеченные учителем планы.

Опираясь на личный педагогический опыт и знания методик цветодиагностики, Ирина Ивановна посчитала возможным соединить две различные области: цветовосприятие и геометрические фигуры, применяя мнемотехники в анализе и при разборе структуры, тонального плана и динамической палитры музыкального произведения. 


Милашевская Надежда Андреевна, учитель начальных классов государственного учреждения образования «Гимназия № 35 г. Минска» Октябрьского района

Педагогический опыт Надежды Андреевны раскрывает систему работы по использованию в образовательном процессе информационных технологий для развития познавательной активности и интеллектуальных способностей учащихся на I ступени общего среднего образования.

Основная идея опыта работы - использование средств информационных технологий повышает мотивацию к учению у младших школьников, создаёт условия для всестороннего развития учащихся, делая образовательный процесс интересным и увлекательным, развивает их познавательные интересы и интеллектуальные способности. Использование технологий на учебных и факультативных занятиях способствует развитию и личности ребенка, и профессионального мастерства учителя.

Внедрение в процесс обучения образовательных информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придаёт ему поисковый характер, также позволяет решить проблему поиска путей и средств активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирования их умственной деятельности, помогает  направить интеллектуальный потенциал учащихся на развитие их творческих способностей.

Надежда Андреевна убеждает: “Ребёнок совершает большинство своих интеллектуальных открытий самостоятельно – при условии, что окружающий его фон достаточно богат. Компьютеризация этого фона создаст новую, ранее невиданную операционную обстановку, которая потребует новых представлений в психологии развития…”


Миханова Юлия Геннадьевна, учитель физики государственного учреждения образования «Гимназия № 22 г. Минска» Советского района

Творчество в любой сфере – это не просто процесс создания чего-то нового, это ещё и нежелание повторяться, и удовольствие от самого процесса. Творчество – процесс сложный, ему предшествуют долгие годы поиска, анализа, а также развитие и становление собственных взглядов собственного видения, и, конечно же, приобретённый богатый практический опыт. Творческий процесс поднимает человека на качественно новый уровень, открывает огромные перспективы и возможность бесконечного поиска.

Юлия Геннадьевна так организует работу с одарёнными и высокомотивированными учащимися по подготовке к интеллектуальным конкурсам по учебному предмету «Физика»,чтобы вовлечь в неё как можно больше учащихся; создать условия, чтобы всем детям, независимо от степени их подготовленности, дать возможность реализоваться, получить помощь в  приобретении опыта, в профессиональном самоопределении и становлении.

   Правильно организованная работа приносит свои результаты. Среди учеников Юлии Геннадьевны - победители и призёры второго, третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по физике, победители и призёры районных, городских и  республиканских конкурсов исследовательских работ по физике, победители международных конкурсов исследовательских работ. Команды учащихся гимназии из года в год становятся обладателями грамот и дипломов на  городских конкурсах юных физиков. 


Мицура Дмитрий Дмитриевич, учитель белорусского языка и литературы государственного учреждения образования «Гимназия № 13 г. Минска» Фрунзенского района

У працэсе педагагічнай дзейнасці Дзмітрыем Дзмітрыевічам была распрацавана методыка, мэта якой – фарміраванне гатоўнасці да валявога ўчынку ў падлеткаў сродкамі беларускай літаратуры.

Падлеткаў неабходна рыхтаваць да здзяйснення валявых учынкаў, фарміраваць у іх пэўныя матывы, веды, уменні, так як валявы ўчынак – дамінуючая ўмова фарміравання асобы вучня.

Вялікае ўздзеянне на развіцце валявой актыўнасці аказвае мастацкая літаратура. Веданне этапаў валявога дзеяння: усведамленне мэты, барацьба матываў, прыняцце рашэння, план дзеяння, выкананне прынятага рашэння, асэнсаванне-перажыванне атрыманага -  дапамагае вучням умела аналізаваць буйны мастацкі твор, фарміраваць у вучняў валявыя якасці, а таксама развіваць пачуццё чалавечай годнасці. Настаўнік імкнецца стварыць схему вызначэння падлеткамі этапаў валявых дзеянняў літаратурных герояў, скласці ўяўленне аб выдзяленні вучнямі ведаў аб волі з тканіны мастацкага твора.

   Выкарыстоўваючы дадзены алгарытм, настаўнік дапаможа вучням арыентавацца не толькі ў вучэбных заданнях і знаходзіць правільны шлях іх вырашэння, але і шукаць асноўныя арыенціры патрабуемага дзеяння ў рэальнасці, а затым з дапамогай дадзеных арыенціраў беспамылкова дасягаць пастаўленай мэты.


Пекач Елена Константиновна, учитель белорусского языка и литературы государственного учреждения образования «Лицей № 2 г. Минска» Ленинского района

Павысіць выніковасць удзелу вучняў у конкурсе даследчых работ (канферэнцыі) па вучэбных прадметах “Беларуская мова” і “Беларуская літаратура” праз арганізацыю праектнай дзейнасці на вучэбных занятках па беларускай мове і літаратуры і ў пазакласнай рабоце – тэма вопыта Алены Канстанцінаўны.

Пазнавальную цікавасць і актыўнасць вучняў неабходна скіраваць на самастойнае здабыванне ведаў і развіццё інтэлектуальных здольнасцей, на фарміраванне пошукавага стылю мыслення і развіццё творчых здольнасцей.

Сучасны малады чалавек павінен выдатна арыентавацца ў патоках інфармацыі, быць адкрытым да ўсяго новага, умець карыстацца і творча перапрацоўваць набытыя веды, бачыць і выкарыстоўваць новыя шляхі да самаўдасканалення і самарэалізацыі. Вучні з даследчым тыпам мыслення – гэта будучыня Радзімы, бо менавіта яны гатовыя да новых адкрыццяў, да стварэння найноўшых тэхналогій.

    У аснове педагагічнага вопыту Алены Канстанцінаўны - сцверджанне, што мэтанакіраваная арганізацыя самастойнай работы вучняў, а затым праектная дзейнасць на вучэбных занятках і ў пазакласнай рабоце аказваюць непасрэдны ўплыў на стыль прафесійнай дзейнасці педагога, што, у сваю чаргу, вызначае асаблівасці арганізацыі адукацыйнага асяроддзя для вучняў. Укараненне ў адукацыйную практыку сістэмы самастойнай работы прыводзіць да змянення суадносін  дзейнасці вучня і настаўніка  ў бок самастойнай пазнавальна-творчай дзейнасці вучняў і, як вынік, дазваляе не толькі значна павысіць эфектыўнасць адукацыйнага працэсу на ІІІ ступені  сярэдняй школы, а і падрыхтаваць інтэлектуальную, духоўна развітую асобу, якая валодае ўстойлівай пазнавальнай актыўнасцю, творчымі здольнасцямі і гатовая паспяхова ўдзельнічаць у конкурсе даследчых работ (канферэнцыі), ведае спосабы самарэалізацыі і самаўдасканалення.


Петровская Наталья Леонидовна, учитель музыки государственного учреждения образования «Гимназия № 5 г. Минска» Партизанского района

Организация проектной деятельности младших школьников на занятиях по учебному предмету  «Музыка» и во внеурочное время, по мнению Натальи Леонидовны, - один из способов раскрытия творческого потенциала обучающихся,  а также путей формирования готовности обучающихся к художественно-творческой деятельности, как качеству творческой личности, обладающего компетентностью в области искусства (музыкального, театрального, изобразительного, художественного и др.).

Организация проектной деятельности младших школьников на учебном занятии «Музыка» и во внеурочное время рассматривается педагогом как способ раскрытия творческого потенциала обучающихся в контексте формирования готовности обучающихся к художественно-творческой деятельности; процесс интеграции базового и дополнительного образования в единстве учебно-исследовательской и музыкально-художественной деятельности, результативность которых определяется уровнем общего развития личности, и, что следует особо подчеркнуть, степенью эмоционально-художественной восприимчивости, тврческим пожходом, готовностью и способностью к художественному восприятию, самостоятельному созданию и воплощению произведения искусства.

    Наталья Леонидовна – победитель городского конкурса профессионального мастерства «Столичный учитель – столичному образованию» 2014 в номинации «Мудрость в обличии красоты».


Плёнкина Елена Александровна, педагог дополнительного образования государственного учреждения образования «Центр  дополнительного образования детей и молодёжи «АРТ» г.Минска» Первомайского района

Педагогическое кредо Елены Александровны: “Чтобы педагог был интересным для учащихся, он должен быть непосредственным, креативным, творческим, гуманным в своей жизненной позиции”.

Елена Александровна уверена, что только экология –  спасет мир. Человек может прожить только в экологически чистой среде. Если экология погибнет – погибнет и человек. И задача учителя - воспитать у учащихся отзывчивое, гуманное отношение к природе родного края.

Цель работы Елены Александровны - воспитание гражданственности и любви к малой родине через активное вовлечение  учащихся объединения по интересам «Экомир» в эколого-краеведческую деятельность в рамках республиканской акции учащейся молодёжи «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся».

    Ведущей идеей опыта является привлечение учащихся  объединения по интересам к изучению истории своей малой родины, а именно места, где они живут, учатся, людей, что их окружают, общаются, знать историю своего происхождения, своих родственников, а также природу и историко-культурные достопримечательности находящиеся на её территории.  Принимая участие в конкурсах, учащиеся приобщаются к поисково-исследовательской деятельности, составляют справочно-информационные буклеты, летописи населенного пункта, создают родоводы своей семьи, фотографируют и рисуют красоты своего края, тем самым расширяя свои знания о нем. 


Пяткевич Татьяна Юрьевна, учитель географии государственного учреждения образования «Гимназия № 21 г. Минска» Заводского района

Ведущей идеей педагогического опыта Татьяны Юрьевны является создание оптимальных условий для развития ключевых и предметных  компетенций учащихся, обеспечение деятельностного характера образования по предмету «География» через систему внеклассной работы с использованием новых современных технологий для повышения результативности выступлений на предметных олимпиадах,  участия в научно-исследовательской деятельности и учебной деятельности в целом.

Новизна опыта заключается в системном использовании внеурочной деятельности, творческом применении различных современных форм и методов её организации для повышения результатов учебной деятельности, повышения познавательной активности, результативной подготовки учащихся к предметной олимпиаде и организации исследовательской деятельности. Показаны возможности использования различных технологий для развития познавательных компетенций учащихся, создания собственного продукта по результатам учебно-практического исследования и дальнейшего использования его на уроках и внеурочной деятельности.

    Татьяна Юрьевна отмечает особенность учебного предмета «География», важную для внеклассной работы, – тесная связь содержания изучаемого с окружающей природой, жизнью людей и текущими событиями в нашей стране и за рубежом. Всё это открывает широкие горизонты для внеклассной работы и  развития ключевых компетенций гимназистов.


Савкина Ирина Георгиевна, учитель русского языка и литературы государственного учреждения образования «Гимназия № 1 имени Ф. Скорины г. Минска» Ленинского района

Эффективность образовательного процесса по русскому языку, по мнению Ирины Георгиевны, можно обеспечить благодаря использованию  на уроках методов и приёмов  технологии  исследовательского обучения, что, в свою очередь,  создаст условия для активизации познавательной деятельности  учащихся и будет способствовать формированию исследовательской компетентности.

Именно на уроке можно отрабатывать такие этапы исследовательской деятельности, как постановка проблемы, сбор языкового материала, анализ существующих в литературе способов описания и методов анализа материала (первоисточника).

Использование приёмов и методов технологии исследовательского обучения позволяет сделать урок интересным, мобильным, творческим, тем самым повышая познавательную активность учащихся. И как следствие – желание учащихся писать исследовательскую работу по русскому языку.

Руководство исследовательской работой школьника – трудоёмкая, но чрезвычайно эффективная совместная деятельность учителя и ученика.

Ирина Георгиевна – автор дистанционного курса «Повышение квалификации учителей по организации исследовательской деятельности учащихся» в системе MOODLE. 


Сёмина Ирина Юрьевна, учитель математики государственного учреждения образования «Гимназия № 24 г. Минска» Центрального района

Одним из условий повышения качества математического образования учащихся Ирина Юрьевна видит в соблюдении преемственности в системе двух форм учебной работы: учебных занятий, на которых учебный материал рассматривается на базовом уровне, и факультативных занятий, позволяющих обеспечить повышенный уровень владения знаниями.

По мнению Ирины Юрьевны, главная задача учителя – не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, творчеству. Ведь интерес – это инструмент, побуждающий обучающихся к более глубокому познанию учебного предмета, развивающий их способности. Интерес к предмету вырабатывается тогда, когда учащимся понятно то, о чем говорит педагог, когда интересные по содержанию задачи и упражнения побуждают детей к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат делать выводы и обобщения, видеть перспективу применения полученных знаний на уроке и после уроков, развивают их индивидуальные особенности. Работа в школе – это большая, трудная, но бесконечно творческая  по отдаче работа, это стимул к саморазвитию, непрерывному образованию, возможность быть полезным людям. Учительство – это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, труд тяжелый и ответственный.

     Ирина Юрьевна является членом экспертной группы Национального института образования Республики Беларусь по экспертизе учебно-методических комплексов по математике белорусских авторов. 


Сеноженская Лариса Александровна, учитель русского языка и литературы государственного учреждения образования «Гимназия № 27 г. Минска» Фрунзенского района

    Ведущая идея опыта Ларисы Александровны – необходимость привести каждого ученика в соприкосновение с собственным творчеством, дать ему возможность почувствовать сопричастность к миру, помочь ему найти точку опоры в своей уникальности, сформировать свое эстетическое восприятие окружающего. Педагог реализует метод творческого самовыражения через творческое общение с искусством, наукой, природой.Значимость использования метода заключается в том, чтобыпомочьучащимся открыть общечеловеческие ценности, побуждать духовные, нравственные, интеллектуальные и творческие искания. Обращение к культуре, искусству и творчеству дает возможность выстроить собирательный образ креативного человека. Использование метода предусматривает широкую интеграцию с историей, этикой, психологией, музыкой, литературой, мировой художественной культурой.
   Новизна представленного опыта заключается в определении и систематизацииприемов(элементов метода, его составных частей), которые способствуюторганизации продуктивной деятельности учащихся на учебных занятиях по русскому языку и литературе.


Скибская Надежда Владимировна, учитель французского языка государственного учреждения образования «Гимназия № 8 г. Минска» Советского района

Интенсивное развитие международных связей актуализирует проблемуформирования коммуникативной компетентности учащихся гимназий  виностранном языке. С реализацией  коммуникативно-ориентированного подхода  всовременном языковом образовании связаны надежды на решение проблемы формирования многоязычной поликультурной личности, обладающей гибкиммышлением и адаптивным поведением, умением  успешно  ориентироваться в иноязычной среде. «Никогда не останавливаться надостигнутом» - эти слова Надежда Владимировна считает жизненным девизом, поэтому  охотно берется за новые проекты, постоянно пробует себя в разных видах деятельности  –  от редактора школьной газеты досоздателя учебных пособий. 

Педагогом разработана система упражнений для формирования  коммуникативной компетенциина французском языке у учащихся гимназии, котораявошлав серию первыхнациональных учебных пособий по французскому языку для гимназий, допущенных Министерством образования Республики Беларусь.

Учебное пособие «Французский язык» для гимназийреализовывает основополагающие методические принципы коммуникативно-ориентированного подхода: коммуникативная направленность, ситуативность, аутентичность, функциональность, сознательность, последовательность, индивидуализация.


Скоробогатова Людмила Петровна, директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 47 г. Минска» Ленинского района

Приобщение детей и молодежи к идеалам олимпизма, которые ориентированы на общечеловеческие, гуманистические духовно-нравственные ценности, связанные со спортом, особенно важно в современных условиях - с учетом разрушения прежних идеологических стереотипов, а также принимая во внимание охватившие часть молодежи чрезмерный прагматизм, нигилизм и безразличие к духовным ценностям. Трудно найти иное социальное явление, которое вызывало бы к себе столь большое внимание и симпатию как Олимпизм, шагнувший в третье тысячелетие своего существования. Пьер де Кубертен изначально ставил идею Олимпизма на службу школьному воспитанию, которая заключала в себе принцип всестороннего развития личности, гармонии духовных и физических способностей человека.

Созданная в школе под руководством Людмилы Петровны система работы со специализированными по спорту классами, пропаганде  идей олимпизма, формированию здоровьесберегающей среды школы позволила создать особый имидж школы.

Социально-педагогическая цель, которую в школе ставят перед олимпийским образованием, состоит в том, чтобы создать в сознании учащегося образ олимпийского движения, олимпизма и Олимпийских игр как яркой, наглядной, запоминающейся модели современного общества с его организационными, нравственными, эстетическими и правовыми нормами и атрибутами.


Соболевская Виктория Витальевна, заместитель директора по воспитательной работе государственного учреждения образования «Средняя школа № 34 г. Минска» Советского района

«Хочешь изменить мир - начни с себя!» Именно по этому принципу живет и работает Виктория Витальевна. Работая в системе образования, главное – осознавать, что вся твоя деятельность – не просто работа, а живой пример к действию множества учащихся. Никогда не говори, как надо поступать, а просто сам поступай так, как считаешь правильным. Дети не всегда слышат то, о чем ты им говоришь, но они всегда видят то, что ты делаешь.

Профилактика социальной дезадаптации и аддиктивного  поведения в современной школе  является сегодня одним из приоритетных направлений воспитательной  работы.Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, законные представители. Опыт работы Виктории Витальевны представляет   организацию работы с учащимися и способствует  формированию высокоморальной, нравственной  личности, ее успешной социализации  и интеграции в общество через вовлечение учащихся в социально значимую и творческую деятельность, различные мероприятия профилактической направленности.

   Инициативная, творчески мыслящая, способная видеть перспективы развития и принимать нестандартные решенияВиктория Витальевна умеет организовать  не просто воспитательную работу, а творческую деятельность на основе  равноправного сотрудничества с учащимися. Серьёзность и требовательность, искренность и эмоциональность находят отклик и доверие  всех участников образовательного процесса.


Солодухо Инна Владимировна, учитель начальных классов государственного учреждения образования «Средняя школа № 126 г. Минска» Фрунзенского района

Педагог представляет свою эффективную систему работы по развитию мыслительной деятельности учащихся, включающей в себя творческие задания для учеников, подбор приёмов и методов работы для учителя, приведённых в систему в виде конструктора уроков, на основе современных образовательных технологий, из которых наиболее полно с поставленной задачей «справляются» технологии развития критического мышления, проблемного обучения и работы в малых группах. ТРКМ развивает любознательность, умение вырабатывать свою точку зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами.  Проблемное обучение учит мыслить, “открывать” каждый раз знания (пусть элементарные), как это делают серьёзные учёные: с выдвижением гипотез, их проверкой, исследованиями, (ведь свои открытия остаются с человеком навсегда). Работа в малых группах хороша развитием коммуникативных навыков, экономией времени, более разумной организацией урока, кроме того, социализация детей возможна только в том случае, когда они сидят лицом друг к другу, а не смотрят друг другу в затылок.

      Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Инна Владимировна убеждена, что всех детей начальной школы можно научить продуктивно, творчески мыслить.

В результате решается главная задача учителя – научить детей учиться, заложить фундамент  развития  продуктивного и творческого мышления.


Сорока Сергей Николаевич, учитель физики государственного учреждения образования «Гимназия № 15 г. Минска» Советского района

Ведущая педагогическая идея опыта Сергея Николаевича заключается в обеспечении условий развития личности учащегося, на базе хорошо усвоенного предметного содержания средствами интегральной образовательной технологии, которые пробуждают познавательный интерес и развивают творческое мышление учащихся.

Сергей Николаевич выделил основные особенности форм взаимодействия учителя и учащегося в рамках интегральной образовательной технологии. Педагогом разработано поурочное планирование учебного материала по физике; разработаны и апробированы деловые игры в рамках интегральной образовательной технологии, блоки уроков по различным темам физики.

      Практическая деятельность и опыт работы Сергея Николаевича с использованием интегральной образовательной технологии убеждает в том, что такая форма организации образовательного процесса способствует не только повышению качества знаний учащихся, но и развивает мыслительные способности, познавательную активность, умение работать самостоятельно и в коллективе. Именно работая самостоятельно, учащийся способен усваивать большие объёмы знаний, а работая в группе и используя эти знания, учится быстрее ориентироваться в новых ситуациях, учится партнерству, диалогу на равных и в итоге – творчеству, вдохновляющему и приносящему радость.


Тарасова Елена Ивановна, преподаватель специальных дисциплин учреждения образования «Минский государственный колледж электроники»

Новизна опыта Елены Ивановны состоит в проектировании и конструировании учебно-методического комплекса предмета «Электротехника» как дидактической системы, основанной на компетентностно-ориентированных заданиях, и позволяющей через информационную составляющую процесса обучения, представленную в интерактивной гипертекстовой среде,  осуществлять целостный образовательный процесс. Каждый элемент УМК является не просто носителем соответствующей информации,  но и выполняет ряд функций, позволяющих оценить уровень развития ключевых компетенций учащихся.

Наиболее эффективным приёмом, способствующим изучению учебного предмета «Электротехника», Елена Ивановна считает навыки самостоятельной работы. Развитие способности мыслить без страха, творчески – очень важная для педагога задача. Решающим фактором в её осуществлении является увлеченное отношение к своей повседневной работе, стремление ввести что-то новое в практику обучения.   

Мастерство преподавателя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд. Преподаватель – человек постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата.

В 2014 году награждена Дипломом 2 степени Министерства образования Республики Беларусь за проект «Электротехника», занявший 2 место в Республиканском смотре «Информационные технологии в профессиональном образовании», в конкурсе «Электронная методическая копилка».


Татур Марина Анатольевна, воспитатель государственного учреждения образования «Ясли-сад № 122 г. Минска» Фрунзенского района

В своей педагогической деятельности  Марина Анатольевна особое внимание уделяет развитию познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования и трудовой деятельности.

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, и всё делает сам. Именно поэтому эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих  вопросов, почувствовать себя первооткрывателем. При этом взрослый - не учитель, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную познавательную активность.

Экспериментирование обеспечивает возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, позволяющий выявить скрытые от непосредственного наблюдения связи и зависимости и, тем самым, направленный на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста.

 Марина Анатольевна – победитель городского конкурса профессионального мастерства «Столичный учитель – столичному образованию» 2014 в номинации «Детство. Творчество. Развитие».


Урбанович Инна Ювинальевна, учитель немецкого языка государственного учреждения образования «Начальная школа № 29 г. Минска» Ленинского района

       Учить языку - это искусство, учить языку малышей – искусство искусств. Учителю, преподающему иностранный язык в начальной школе необходимо владеть иностранным языком и уметь им пользоваться в том объёме, который необходим на данной ступени образования. Необходимо знать как методику преподавания иностранного языка, так и методику работы в начальных классах. Он должен знать психологию детей младшего школьного возраста, чтобы понимать важность создания доброжелательной, комфортной для ребенка атмосферы на уроках, которая будет стимулировать мотивацию к изучению предмета.
       Основная идея опыта работы Инны Ювинальевнысостоит в том, что результативность процесса формирования грамматических навыков в 3 - 4 классах будет значительно выше при условии, если задействовать такие резервные возможности учащихся, как воображение, эмоции, непроизвольное внимание и непроизвольная память с помощью использования грамматических историй сказочного типа и схематической наглядности.В процессе работы с грамматическими историями грамматические явления органично вплетаются в речевое общение и в интеллектуально-эмоциональный контекст деятельности учащихся.


Цареня Денис Валерьевич, учитель технического труда государственного учреждения образования «Гимназия № 6 г. Минска» Советского района

Целью своей работы Денис Валерьевич определил создание оптимальных условий для развития творческих, конструкторских  способностей, технического и художественного мышления, коммуникативных и исследовательских умений и эстетического вкуса учащихся, патриотизма, нравственности, трудолюбия для достижения самоопределения, самореализации личности, интеллектуально-нравственного становления и роста высокомотивированных учащихся с учётом их природных возможностей и способностей, профессиональных приоритетов на учебных занятиях по трудовому обучению (техническому труду).

Новизна опыта работы Дениса Валерьевича связана с развитием олимпиадного движения, так как появился стимул к конкуренции и, соответственно, к победе.

Педагогом составлены методические рекомендации по подготовке учащихся к олимпиаде по учебному предмету «Трудовое обучение (технический труд)», собраны разноуровневые задания для подготовки учащихся к тестам, разработаны технологические карты, задания для подготовки учащихся к практической работе, постоянно оказывается помощь при разработке творческих проектов, графической и технологической документации.

Разработанная Денисом Валерьевичем система подготовки высокомотивированных учащихся позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход, так как учитывает возможность участия в олимпиадах, конкурсах всех уровней и возрастных категорий, может быть использована в учреждениях образования для учащихся любой степени подготовленности. Эта система носит цикличный характер, то есть подготовка к республиканской олимпиаде следующего учебного года начинается сразу по завершении предыдущего, и имеет длительное время функционирования.


Чернушевич Ольга Валентиновна, учитель начальных классов государственного учреждения образования «Гимназия № 22 г. Минска» Советского района

Ольга Валентиновна определяет целью своей работы воспитание инновационной личности учащихся через использование открытых проектных задач в образовательном процессе на I ступени общего среднего образования. 

В ходе решения проектной задачиучащиеся применяют целый ряд способов действий, средств и приемов в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. Работая в группах, учащиеся создают реальный «продукт», которым может являться текст, схема, буклет или таблица. В процессе решения проектной задачи школьники имеют возможность проявить свои творческие способности, индивидуальность и апробировать различные пути выполнения задания. Проектные задачи способствуют сплочению ученического коллектива, они учат осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в группе, делать первые шаги на пути создания и внедрения собственных инновационных разработок.

    Ольга Валентиновна - победитель городского конкурса профессионального мастерства «Столичный учитель – столичному образованию» 2014 в номинации «Начало начал», лауреат конкурса «Учитель года Республики Беларусь 2014» в номинации «Начальные классы».


Юхновская  Вероника Николаевна, учитель начальных классов государственного учреждения образования «Средняя школа № 55 г. Минска» Ленинского района

    Вероника Николаевна представляет авторское видение образовательной модели личностно-ориентированного обучения  «Шаг за шагом», некоторые элементы которой адаптированы согласно требованиям и возможностям учреждений образования Республики Беларусь. Педагог считает возможным при наличии в классе стабильных (постоянных) центров деятельности, соответствующих учебным предметам начальной школы, организовать и временные центры (для конкретных уроков). Непременным условием развития учащихся является включение в образовательный процесс его родителей и других участников образовательного процесса. Многие учителя развивают творческие способности учащихся, большинство учителей сотрудничает с родителями, некоторые проводят утренние встречи с детьми. Новизна  данного опыта – в сочетании этих приёмов в системе, в новых формах этой работы, в развитии не только учащихся, но и всех участников образовательного процесса.
      Вероника Николаевна определяет модель «Шаг за шагом» как технологию,  нацеленную  на  приобретение  учащимися  новых  знаний  на  основе реальной  жизненной  практики,  на формирование  у  школьников  специфических  умений и навыков посредством системной организации  образовательной среды.  Эта технология представляет такой способ обучения, «обучение  через  делание», когда  все участники образовательного процесса самым  непосредственным образом включены в активный познавательный процесс, самостоятельно формулируют учебные  проблемы,  осуществляют  сбор  необходимой  информации,  планируют  возможные  варианты  сотрудничества,  анализируют  свою  деятельность,  формируя  «по  кирпичикам»  новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт.


Янковская Людмила Евгеньевна, заведующий государственным учреждением образования «Ясли-сад № 522 г. Минска» Первомайского района

Людмила Евгеньевна, как эффективный менеджер, определяет целью работы создание условий дляразностороннего развития личности дошкольника в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и потребностями, формирования у него нравственных норм, приобретения  им социального опыта через использование  интерактивных электронных средств обучения в образовательном процессе учреждения дошкольного образования.

Использование в образовательном процессе электронных средств обучения, входящих в дошкольное детство через игру и другие виды символико-моделирующей деятельности - эффективное средство творческого развития воспитанников.

Интерактивные электронные средства обучения направлены на развитие   психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

Ведущая идея опыта состоит в интеграции интерактивных электронных средств обучения в образовательный процесс согласно требованиям учебной программы дошкольного образования.