Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями ‒ активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей. Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальными, и поэтому педагог должен действовать в каждом конкретном случае из расчета с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи. В функции школы входит информирование, поддержка учащихся и родителей, в свою очередь семья реагирует и помогает школе. В семье воспитание строится на любви, опыте, традициях, личном примере из детства, на советах соседей. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику школы, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями, особую тональность взаимодействия с родителями. Нужно научить родителей искать и находить в своем ребенке, что-то хорошее и индивидуальное.
Главное условие взаимодействия школы и семьи – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Зачастую семья передает эстафету воспитания школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка, как личности. Между тем, в личностном формировании ребенка должны участвовать обе стороны, при полном взаимопонимании и взаимопомощи друг другу. Семейное воспитание вносит эмоциональность в отношения, предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего очага, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к восприятию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений. И для того чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создать необходимые условия для воспитания ребенка в семье. Очень важна форма проведения индивидуальной беседы. Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться. Консультирование родителей в нашей школе проводится по отдельному графику службой СППС по субботам. Служба СППС школы изучает и диагностирует семьи, начиная с детского сада путем взаимного сотрудничества, обменом информацией с дошкольными учреждениями образования, налаживает продуктивные контакты, оказывает психолого-педагогическую помощь семье, оказывает наркологическую помощь родителям, помогает в вопросах профориентации и трудоустройства как учащихся, так и родителей. Специалисты социально-педагогической и психологической службы школы взаимодействуют со следующими организациями: инспекцией по делам несовершеннолетних Фрунзенского РУВД г. Минска, комиссией по делам несовершеннолетних, ГУО «Социально-педагогический центр с приютом Фрунзенского района г. Минска», РСЦ № 5 Фрунзенского района г. Минска, КУП «ЖЭУ № 9 Фрунзенского района г. Минска», ЦТДиМ «Эврика», УЗ «4-я городская детская клиническая поликлиника», Центром дружественного отношения к подросткам «Юникс». Основная форма работы с коллективом родителей ‒ родительское собрание, которое проводится ежемесячно, а если это необходимо, то еженедельно. Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. На собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и методами воспитания и обучения детей в семье и школе. Родительские собрания помогают определить цели, возможности родителей в вопросах воспитания, позволяют помочь разобраться в проблемах, найти с помощью совместного поиска пути изменения, совершенствования, преобразования окружающей действительности. Интересно проходят выступления родителей перед учащимися. Это может быть рассказ о своей профессиональной деятельности, обмен опытов воспитания детей. Родители с удовольствием поддерживают школьные традиции, влияющие на формирование нравственно-целостной личности, воспитанию у учащихся положительной мотивации к осознанному выполнению социальной роли гражданина, активизации жизненной позиции, стимулированию социальной ответственности школьников. Решение проблемы формирования культуры быта обучающихся невозможно без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы и родителей.
раскрыть » / « свернуть