Рекомендации по подготовке к конкурсным заданиям заключительного этапа

Рекомендации по подготовке к конкурсным заданиям заключительного этапа олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»

 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТУРЫ

 СОЧИНЕНИЕ

Сочинение-эссе.
Сочинение-рассуждение.
Стиль эпохи в литературном произведении (текст на выбор).

 В сочинении-эссе и сочинении-рассуждении будут предложены по 3 варианта тем; в работе, где необходимо объяснять принадлежность произведения или фрагмента произведения к стилю эпохи, 5 произведений или фрагментов произведений.

  Приоритет будет отдан темам, в которых отражаются общая культурная направленность 2017 года: год науки в Беларуси, год экологии в России, 100-летний юбилей Великой Октябрьской социалистической революции, юбилеи выдающихся деятелей культуры, писателей, юбилеи книг, а также творчество современных писателей, чьи произведения отражают чаяния народов наших стран.

В 2017 году отмечаются юбилеи А. Сумарокова, К. Батюшкова, В. Кюхельбекера, А. Сухово-Кобылина, А. К. Толстого, Н. Гарина-Михайловского, К. Бальмонта, В. Вересаева, А. Новикова-Прибоя, М. Волошина, Игоря Северянина, С. Маршака,  К. Федина, М. Цветаевой, В. Катаева, Юнны Мориц, В. Токаревой, А. Вампилова, Р. Рождественского, В. Распутина, Г. Шпаликова и др.

Список книг-юбиляров 2017 года:

470 лет – «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (1547);

300 лет – «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению»;

225 лет – «Бедная Лиза» (1792) Н.М. Карамзина;

195 лет – «Песнь о вещем Олеге» (1822) А.С. Пушкина;

185 лет – «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1832) Н.В. Гоголя;

185 лет – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (1832, дата первой публикации) А.С. Пушкина;

185 лет – «Дубровский» (1832–1833) А.С. Пушкина;

175 лет – первый том «Мёртвых душ» (1842) Н.В. Гоголя;

170 лет – «Записки охотника» (1847) И. С. Тургенева (165 лет – с момента первого издания отдельной книгой (1852);

170 лет – «Обыкновенная история» (1847) И.А. Гончарова;

165 лет – «Муму» (1852) И. С. Тургенева;

165 лет – «Детство» (1852) Л.Н. Толстого;

155 лет – «Отцы и дети» (1862, дата первой публикации)
И.С. Тургенева;

150 лет – «Преступление и наказание» (1867) Ф.М. Достоевского;

145 лет – «Кавказский пленник» (1872) Л.Н. Толстого;

130 лет – «Каштанка» (1887) А.П. Чехова;

85 лет – «Поднятая целина» (1932) М. Шолохова;

75 лет – стихотворение «Родина» (1942) К. Симонова;

75 лет – 4 сентября 1942 года – в газете Западного фронта «Красноармейская правда» начата публикация поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»;

70 лет – «Повесть о настоящем человеке» (1947) Б. Полевого;

60 лет – «Судьба человека» (1957) М. Шолохова.

 

КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

 Выполнение комплексной работы по русскому языку и литературе предполагает знание норм русского литературного языка и способность проявить языковое чутьё в решении неординарных вопросов системы русского языка в его прошлом и настоящем состоянии и наличие литературной и эстетико-культурной эрудиции.

  Содержание заданий составляют разделы:

графика и орфография (знание орфографических норм, роль буквы в слове, объяснение причин ошибок, краткая история славянской письменности);

фонетика (характеристика гласных и согласных звуков, соотношение звуков и букв, знание орфоэпических норм);

словообразование (морфемный и словообразовательный анализ слов в прошлом и настоящем, определение значений аффиксов);

лексикология (знание семантической системы русского языка, анализ синонимических, антонимических отношений, лексика с точки зрения происхождения и сферы использования, значение заимствованных и устаревших слов, осведомленность в историческом развитии лексического  значения слов);

лексикография (умение работать с лексикографическим материалом,  знание структуры словарной статьи и специфики лингвистической информации, изложенной в определённых типах словарей)

фразеология (значение и происхождение фразеологических оборотов, крылатых слов и выражений, функционирование фразеологизмов в художественном тексте);

морфология (выявление смысловых, морфологических и синтаксических особенностей слов определенной части речи; их грамматическая характеристика морфологическая характеристика в зависимости от синтаксической роли слова в предложении, знание грамматических норм);

синтаксис и пунктуация (анализ основных синтаксических единиц: словосочетания, простого предложения, сложного предложения, знание пунктуационных норм);

стилистика и культура речи (речевые нормы русского литературного языка, анализ экспрессивных возможностей языковых единиц, исправление нарушений литературной нормы);

история языка, диалектология, славистика, языкознание (историческое освещение фактов лексической и грамматической системы русского языка, выявление специфики русского языка среди других языков славянской группы; сопоставление древнего и современного значений слов, современных и устаревших (литературных и диалектных) форм, взаимосвязь русского и белорусского языков, других славянских языков, элементарная осведомленность в истории русского языкознания);

тематика, система образов, композиция литературных произведений, изучаемых в соответствии с программой по русской литературе;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков
XIX - XXI веков;

основные теоретико-литературные понятия, предусмотренные учебной программой по русской литературе;

взаимосвязь русской, белорусской и мировой литературы.

ТВОРЧЕСКИЕ КОНКУРСЫ

 КОНКУРС РИТОРИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

 На олимпиаде школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» в 2017 году будет проведен конкурс риторики «быстрого реагирования».

  Темы, предлагаемые конкурсантам, не ограничены определенной областью. Они затрагивают актуальные нравственные, экологические, культурные проблемы, в том числе, связанные с культурно-историческим наследием Беларуси (музей Великой Отечественной войны, Национальный художественный музей, музей-заповедник «Несвиж» и др.), включают «вечные» и «детские» вопросы, требуют определения личной позиции конкурсанта, а порой остроумия и находчивости.

  Необходимо с особым вниманием отнестись к отбору участников конкурса. Целесообразно рекомендовать к участию в конкурсе тех членов команды, которые имеют и достаточно хорошую риторическую подготовку, и опыт участия в состязаниях по риторике, и необходимые морально-волевые качества для публичного выступления в стрессовой ситуации.

Условия конкурса

  Каждая из команд имеет право выдвинуть по 1 участнику.

  Перед началом состязания проводится жеребьевка. Все участники конкурса располагаются в зрительном зале.

  Участник выходит на сцену, выбирает билет с заданием, которое оглашает всему залу, и обдумывает его на сцене в течение 1 минуты. Затем участник выполняет предложенное речевое задание, требующее быстрого и оригинального риторического решения, соответствия заданной теме и речевой ситуации.

  На выступление отводится до 3-х минут. При нарушении регламента члены жюри вправе прервать выступление.

  После окончания выступления участнику задается 1 вопрос из зала (от зрителей или членов жюри).

 Оценивается соответствие выступления теме и заданной ситуации, находчивость, оригинальность, убедительность участника, эффективность и правильность речи.

  При проведении конкурса в зале присутствуют все участники конкурса, руководители команд, зрители. В ходе конкурса может осуществляться видео- и (или) аудиозапись.

  Жюри определяет победителей после завершения конкурса.

   Критерии оценки конкурса риторического мастерства:
1) содержательность, тематическая и жанрово-стилистическая целостность речи; 2) убедительность, доказательность и логичность речи; 3)  нормативность и выразительность речи;  4) невербальные средства общения, техника речи;  5) взаимодействие с партнером и аудиторией, участие в диалоге; 6) эффективность речи.

 КОНКУРС ЗНАТОКОВ

  Цели и задачи конкурса:

- стимулирование интереса учащихся к русскому языку, литературе и культуре русского мира в прошлом и настоящем;

- активизация творческих способностей учащихся;

- формирование активной жизненной позиции, мотивации, создания духа соревновательности, здорового соперничества, реализация интеллектуального потенциала учащихся.

  Участникам конкурса предлагаются филологические задачи, требующие «быстрого реагирования». Учащиеся должны продемонстрировать общую филологическую эрудицию, знание норм русского литературного языка, способность логически рассуждать, умение использовать языковую интуицию, а также проявить языковое чутье и смекалку в решении неординарных вопросов системы русского языка в его прошлом и настоящем состоянии в контексте синтеза русского языка, русской литературы и культуры.

 Условия проведения конкурса.

  Конкурс проводится в один тур. При проведении конкурса в зале присутствуют все участники олимпиады, руководители команд, зрители.

  Для участия в конкурсе каждая из команд имеет право выдвинуть 1 участника, который устно дает ответы на вопросы (задачи) в течение 1-2 минут. Каждый вопрос оценивается по индивидуальной шкале, также учитывается полнота ответа на вопрос. Остальные участники, находящиеся в зале, также могут принять участие в конкурсе и получить баллы, если на заданный вопрос участники не дают ответа.