О системе дошкольного образования в Республике Беларусь

Система дошкольного образования в Республике Беларусь
(сайт Министерства образования Республики Беларусь)

СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Дошкольное образование – уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.

2. Ранний возраст – начальный этап физического, психического и социального развития личности ребенка от двух месяцев до трех лет.

3. Дошкольный возраст – этап физического, психического и социального развития личности ребенка от трех лет до приема его в учреждение образования для получения общего среднего или специального образования.

4. Система дошкольного образования включает в себя:

4.1. участников образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования;

4.2. образовательную программу дошкольного образования;

4.3. учреждения дошкольного образования;

4.4. иные учреждения образования, реализующие образовательную программу дошкольного образования;

4.5. иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательную программу дошкольного образования;

4.6. индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования;

4.7. государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы дошкольного образования;

4.8. республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физических лиц в пределах их полномочий в сфере дошкольного образования.

Образовательная программа дошкольного образования

1. Образовательная программа дошкольного образования реализуется в дневной форме получения образования.

2. Образовательная программа дошкольного образования реализуется в учреждениях дошкольного образования, социально-педагогических учреждениях, яслях-саду – начальной школе, яслях-саду – базовой школе, яслях-саду – средней школе, детском саду – начальной школе, детском саду – базовой школе, детском саду – средней школе, школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также может быть реализована иными организациями, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

Образовательные стандарты дошкольного образования

1. Образовательные стандарты дошкольного образования определяют требования к содержанию учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, срокам получения образования, организации образовательного процесса, уровню подготовки воспитанников.

2. Разработку образовательных стандартов дошкольного образования организует Министерство образования Республики Беларусь совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дошкольного образования.

3. Образовательные стандарты дошкольного образования утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

Срок получения дошкольного образования

Срок получения дошкольного образования определяется законными представителями воспитанников. При этом срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования составляет до пяти лет десяти месяцев и может быть увеличен на один год по медицинским показаниям или по усмотрению законных представителей воспитанников.

УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Учреждение дошкольного образования – учреждение образования, которое реализует образовательную программу дошкольного образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

2. Учреждения дошкольного образования могут быть следующих видов:

2.1. ясли;

2.2. ясли-сад;

2.3. детский сад;

2.4. санаторный ясли-сад;

2.5. санаторный детский сад;

2.6. дошкольный центр развития ребенка.

3. Ясли – учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники раннего возраста получают дошкольное или специальное образование и могут получать оздоровление.

4. Ясли-сад – учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники раннего и дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и могут получать оздоровление.

5. Детский сад – учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и могут получать оздоровление.

6. Санаторный ясли-сад – учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники раннего и дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и оздоровление.

7. Санаторный детский сад – учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и оздоровление.

8. Дошкольный центр развития ребенка – учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники раннего и дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и оздоровление, а также развивают творческие способности.

Управление учреждением дошкольного образования

1. Непосредственное руководство учреждением дошкольного образования осуществляет его заведующий.

2. Заведующий учреждением дошкольного образования назначается на должность и освобождается от должности его учредителем.

3. Основным органом самоуправления учреждения дошкольного образования является совет, возглавляемый его заведующим.

4. В учреждениях дошкольного образования создается педагогический совет и могут создаваться попечительский совет, родительский комитет.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования

1. Образовательный процесс при реализации образовательной программы дошкольного образования может организовываться:

1.1. в учреждениях образования;

1.2. в иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;

1.3. у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;

1.4. в санаторно-курортных и оздоровительных организациях.

2. Организация образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется круглогодично.

3. Время пребывания воспитанников в учреждении образования (иной организации, у индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования определяется учредителем учреждения образования (учредителем иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) в соответствии с запросами законных представителей воспитанников и может составлять от 2 до 7 часов, 10,5 часа, 12 часов, 24 часа.

Время пребывания воспитанника в учреждении образования (иной организации, у индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования по желанию его законного представителя может быть уменьшено.

4. Образовательный процесс при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется в группах, в том числе в санаторных группах, в группах интегрированного обучения и воспитания, или индивидуально.

5. Санаторные группы – группы, в которых воспитанники получают дошкольное образование и оздоровление.

6. Группы интегрированного обучения и воспитания – группы, в которых реализуются образовательная программа дошкольного образования и образовательные программы специального образования. Группы интегрированного обучения и воспитания создаются для детей в возрасте до трех лет и для детей в возрасте от трех до восьми лет.

7. Воспитанники объединяются в группы:

7.1. первого раннего возраста (до одного года);

7.2. второго раннего возраста (от одного года до двух лет);

7.3. первую младшую (от двух до трех лет);

7.4. вторую младшую (от трех до четырех лет);

7.5. среднюю (от четырех до пяти лет);

7.6. старшую (от пяти до семи лет);

7.7. разновозрастную (от одного года до семи лет);

7.8. санаторную первого раннего возраста (до одного года);

7.9. санаторную второго раннего возраста (от одного года до двух лет);

7.10. санаторную первую младшую (от двух до трех лет);

7.11. санаторную вторую младшую (от трех до четырех лет);

7.12. санаторную среднюю (от четырех до пяти лет);

7.13. санаторную старшую (от пяти до семи лет);

7.14. интегрированного обучения и воспитания.

8. Наполняемость групп не должна превышать:

8.1. первого раннего возраста – 7 воспитанников;

8.2. второго раннего возраста – 10 воспитанников;

8.3. первой младшей – 15 воспитанников;

8.4. второй младшей – 20 воспитанников;

8.5. средней – 20 воспитанников;

8.6. старшей – 20 воспитанников;

8.7. разновозрастной – 12 воспитанников;

8.8. санаторной первого раннего возраста – 10 воспитанников;

8.9. санаторной второго раннего возраста – 10 воспитанников;

8.10. санаторной первой младшей – 10 воспитанников;

8.11. санаторной второй младшей – 15 воспитанников;

8.12. санаторной средней – 15 воспитанников;

8.13. санаторной старшей – 15 воспитанников.

9. Наполняемость групп интегрированного обучения и воспитания для детей в возрасте до трех лет составляет от 8 до 10 воспитанников, из них:

9.1. один ребенок с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера – при обучении и воспитании ребенка с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащего ребенка, или незрячего ребенка, или ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);

9.2. не более трех лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера – при обучении и воспитании слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);

9.3. не более двух лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития.

10. Наполняемость групп интегрированного обучения и воспитания для детей в возрасте от трех до восьми лет составляет от 10 до 12 воспитанников, из них:

10.1. не более двух лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера – при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих детей, или детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);

10.2. не более четырех лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера – при обучении и воспитании слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);

10.3. не более трех лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития.

11. Образовательный процесс осуществляется индивидуально на основании решения руководителя учреждения образования (иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), индивидуального предпринимателя, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в соответствии с индивидуальным учебным планом.

12. Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие.

13. В учреждении образования (иной организации, у индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) при реализации образовательной программы дошкольного образования устанавливаются каникулы, в период которых занятия с воспитанниками не проводятся. В период каникул проводится только физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая работа с воспитанниками.

Общая продолжительность каникул составляет сто десять дней: летние – девяносто календарных дней, зимние – десять календарных дней, весенние – десять календарных дней.

Общие требования к приему лиц для получения дошкольного образования

1. Прием лица для получения дошкольного образования осуществляется на основании заявления законного представителя воспитанника, медицинской справки о состоянии здоровья, если иное не установлено настоящим пунктом.

Для получения дошкольного образования в государственных учреждениях образования законный представитель воспитанника помимо документов, указанных в части первой настоящего пункта, представляет направление в государственное учреждение образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, выданное местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения государственного учреждения образования.

Для получения дошкольного образования в санаторных группах частных учреждений образования, иных организаций, у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, законный представитель воспитанника помимо документов, указанных в части первой настоящего пункта, представляет заключение врачебно-консультационной комиссии.

2. Местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют постановку на учет детей, нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования. Порядок постановки на учет детей, нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования, определяется Правительством Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

3. Прием лиц для получения дошкольного образования в части, не урегулированной настоящим Кодексом, осуществляется в соответствии с положением об учреждении дошкольного образования или его виде.

Обучение и воспитание воспитанников в санаторно-курортных и оздоровительных организациях

1. Воспитанникам, находящимся в санаторно-курортных и оздоровительных организациях и направленным в эти организации в составе организованных групп, создаются условия для обучения и воспитания в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь.

2. Образовательный процесс в санаторно-курортных и оздоровительных организациях организуется учреждениями образования (иными организациями, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), направляющими организованные группы воспитанников.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Система научно-методического обеспечения дошкольного образования

1. Научно-методическое обеспечение дошкольного образования включает в себя:

1.1. учебно-программную документацию образовательной программы дошкольного образования;

1.2. программно-планирующую документацию воспитания;

1.3. учебно-методическую документацию;

1.4. учебные издания;

1.5. информационно-аналитические материалы.

2. Научно-методическое обеспечение дошкольного образования осуществляют:

2.1. организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение дошкольного образования;

2.2. учреждения дошкольного образования;

2.3. иные учреждения образования, реализующие образовательную программу дошкольного образования;

2.4. иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательную программу дошкольного образования;

2.5. индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательную программу дошкольного образования;

2.6. республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере дошкольного образования.

Учебно-программная документация образовательной программы дошкольного образования

1. Учебно-программная документация образовательной программы дошкольного образования включает в себя учебные планы и учебную программу дошкольного образования.

2. Учебные планы подразделяются на:

2.1. типовой учебный план дошкольного образования;

2.2. учебные планы учреждений образования (иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), реализующих образовательную программу дошкольного образования;

2.3. экспериментальные учебные планы учреждений дошкольного образования;

2.4. индивидуальные учебные планы.

3. Типовой учебный план дошкольного образования является техническим нормативным правовым актом и устанавливает перечень образовательных областей, количество учебных часов на их изучение по группам воспитанников, максимальную допустимую учебную нагрузку и общее количество учебных часов в неделю.

Типовой учебный план дошкольного образования разрабатывается Министерством образования Республики Беларусь совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дошкольного образования, и утверждается Министерством образования Республики Беларусь при наличии заключения органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, о его соответствии санитарно-эпидемиологическому законодательству.

4. Учебный план учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), реализующего образовательную программу дошкольного образования, разрабатывается учреждением образования (иной организацией, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), реализующим образовательную программу дошкольного образования, на основе типового учебного плана дошкольного образования, учебной программы дошкольного образования и утверждается руководителем учреждения образования (руководителем иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность).

5. Экспериментальный учебный план учреждения дошкольного образования апробируется в учреждении дошкольного образования, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность.

Экспериментальный учебный план учреждения дошкольного образования разрабатывается Министерством образования Республики Беларусь совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дошкольного образования, и утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

6. Индивидуальный учебный план устанавливает особенности получения дошкольного образования воспитанниками с учетом их возможностей, способностей и потребностей, а также воспитанниками, время пребывания которых в учреждении образования (иной организации, у индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), реализующем образовательную программу дошкольного образования, уменьшено по желанию их законных представителей.

Индивидуальные учебные планы разрабатываются учреждениями образования (иными организациями, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), реализующими образовательную программу дошкольного образования, на основе типового учебного плана дошкольного образования и утверждаются руководителями учреждений образования (руководителями иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность).

7. Учебная программа дошкольного образования является техническим нормативным правовым актом и определяет цели и задачи изучения образовательных областей, их содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, виды учебной деятельности, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания.

Учебная программа дошкольного образования разрабатывается Министерством образования Республики Беларусь совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дошкольного образования, и утверждается Министерством образования Республики Беларусь.