Архив новостей

11.01.2018
Как проходит отбор на республиканскую олимпиаду школьников по биологии

  Третий (городской) этап республиканской олимпиады по учебным предметам проходит в Минске с 8 по 12 января. В нем принимают участие около 1 500 школьников из всех районов столицы. Интеллектуальное состязание традиционно проводится по 17 предметам. Корреспондент агентства «Минск-Новости»  посмотрела, как нынче соревнуются талантливые подростки в ходе практического тура олимпиады по биологии.

  К 8:00 на биологическом факультете Белорусского государственного университета стали собираться школьники. Это участники третьего этапа республиканской олимпиады по биологии. Всего их 87. Они уже выдержали отбор на уровне школы и района, теперь же будут бороться за право представлять Минск на заключительном этапе.

  Состязание по биологии считается одним из самых непростых. Проходит традиционно в два тура. Теоретический состоялся 9 января, а 10-го ребята показывали практические умения, поэтому место его проведения было выбрано неслучайно. На биофаке есть лаборатории с необходимым оборудованием и реактивами.

  Школьники надевают белые халаты — это одно из требований к допуску на испытания. Берут перчатки, ручку и карандаш. Из электронных помощников допускается лишь калькулятор. Вход с гаджетами в лабораторию запрещен. Об этом заранее уведомляют организаторы олимпиады.

  Юным участникам выдают талон с указанием аудитории, откуда для каждого из них начнется испытание. Впоследствии ребята будут менять лаборатории, чтобы прорешать задания из различных областей биологии.

  Стартует состязание в 9:00. Пока же в ожидании одни достают конспекты и бегло пролистывают страницы, другие с любопытством изучают флору и фауну в фойе биофака. Среди разнообразия растений — пальм, папоротников и монстер — можно приметить клетку со щебечущими птицами.

  11-классница Яна Борисович из гимназии № 37 в олимпиадах участвует с 7-го класса. И каждый раз, по словам девушки, волнителен.

  — От предстоящих заданий практического тура жду подвохов и нестандартных решений. Здесь нужно уметь мыслить! Только в олимпиадах для нас придумывают необычные задачи, а в школьной программе лишь сухая теория, — считает она.

  Девятиклассник Никита Данилевич из 10-й гимназии говорит, что испытывает некоторый страх перед неизвестностью:

  — Ботаника, зоология и анатомия — объемные области. Могут дать срез какого-либо органа. Ты должен его идентифицировать, указать, кому он принадлежать. Мышке, например (улыбается). В олимпиадном движении нужно уметь импровизировать. Если знаешь латинские приставки, то поймешь ранее незнакомый термин. Кроме того, это отличный способ держать себя в форме, если нацелен поступить в вуз.

  В будущем парень хочет стать молекулярным биологом. Яна тоже твердо намерена проявить себя в исследованиях. Девушка считает, что занятия наукой здорово развивают способность анализировать информацию и разбираться, где правда, а где искажение фактов, что очень важно в современном мире.

  Когда до начала олимпиадного тура остается пара минут, ребята расходятся по лабораториям, где для каждого подготовлен комплект приборов и реактивов.

  В одной из аудиторий 11-классникам предстоит выполнять задания по физиологии и биохимии растений. В распоряжении участников — плод банана, проростки растений, микроскоп, пробирки и прочее.

  — Видимо, ребятам предстоит изучать биохимию роста и развития семян. Для них подготовлены реактивы, — уточняет доцент кафедры микробиологии биологического факультета БГУ и председатель жюри олимпиады Ольга Фомина.

  Она раздает участникам задания. И с этого момента дверь в лабораторию закрывается от посторонних. Будущим биологам необходимо быть крайне сосредоточенными и внимательными, ведь на кону — выход в финал республиканской олимпиады.

  — Некоторые участвуют в интеллектуальных состязаниях не первый год. Мы следим за их успехами и надеемся, что ребята будут к нам поступать. В нынешнем учебном году зачислили на первый курс нескольких членов городской команды по биологии. Это старательные и талантливые юноши и девушки, — рассказывает О. Фомина. — На нашем факультете работает школа юного биолога. Ее посещают ученики, которые заинтересованы в углубленном изучении этой непростой науки. При необходимости преподаватели вуза читают специальные курсы в учреждениях общего среднего образования.

  В холле ожидают своих воспитанников учителя. Испытания продлятся порядка 4-5 часов. Кто-то достает приспособления для рисования картины по номерам, а кто-то начинает заполнять календарно-тематическое планирование. Все средства хороши, чтобы справиться с волнением.

  — Третий этап очень ответственный. Благодаря ему будет сформирована команда Минска, которая представит столицу на заключительном этапе. Но победа нужна прежде всего ребенку! Если сегодня справишься отлично и получишь диплом первой степени, то при поступлении в вуз можешь не сдавать ЦТ по биологии — засчитают 100 баллов. А победа на республиканском этапе — билет в университет без экзаменов, — рассказывает учитель биологии гимназии № 35 Ирина Иванютенко, которая тренирует олимпиадников и более 25 лет руководит командой Минска.

  Заключительный этап республиканской олимпиады по учебным предметам пройдет в стране с 26 по 30 марта. Биологи в нынешнем году будут соревноваться в Гомеле. Желаем удачи минским участникам!

Новость предоставлена - агентство "Минск-новости"

Фото автора